Может, и откажут! Отказывали по много раз Клайву Льюису, Джоан Роулинг, Джозефу Хеллеру, Марселю Прусту, пока они все не стали знаменитыми.
Об этом уже написали великий роман
Да, но не мои современники! Пусть на ту же тему, но я пишу с новой оптикой, учитываю сегодняшний контекст. Мой текст станет частью большой дискуссии.
Снова пишу в стол
Пусть пока так! Я ведь пишу для себя.
Будет много стилистических ошибок
Ха! Покажу грамотной подруге/другу или найду редактора.
Скажут, что это банально!
Обычно так говорят люди, которым свойственно недооценивать чужой труд. Психотерапет_ка бы сказал_а, что так они транслируют свою внутреннюю неуверенность.
Меня назовут графоманом
Людмила Улицкая говорит, что писатель ДОЛЖЕН БЫТЬ графоманом. Ведь это тот, кто пишет много и с азартом. Для писателя или писательницы это лучший комплимент.
Сейчас всё бессмысленно
Я просто продолжу, трудное время когда-нибудь закончится, и у меня останется текст-свидетельство. Это уже немало!
У меня нет таланта
Откуда растет мое представление о таланте и о том, что он необходим, чтобы заниматься творчеством? Может, я слышал_а это в детстве от родителей или учителей? Пускай их критика останется в прошлом – я могу разрешить себе писать так, как мне хочется.
На литературных курсах я потеряю свой стиль
На курсе я прислушаюсь к базовым писательским правилам и создам свои собственные, подходящие для того, что я хочу сказать.
Может быть, уже и поздно становиться писателем
Примеров писателей «в возрасте» полно. Чарльз Буковски написал свой первый (позднее культовый) роман «Почтамт» в 49 лет. Я тоже поднакопил_а жизненного опыта, о котором могу писать.
Я слишком молод_а, чтобы называть себя писателем
Каждый день со мной случаются большие и маленькие события, каждое из которых может стать базой для рассказа или даже романа. Неважно, сколько мне лет. Главное — научиться видеть в этих событиях историю.
Друзья узнают себя в героях моего текста и обидятся
Я напомню себе и им, что текст о событиях и сами события – совсем разные вещи. Неслучайно в названии «автофикшн» есть слово «фикшн». Никто еще не отменял спасительную приписку «Все совпадения случайны».
Это вторично! Просто подборка находок предшественников
А что тогда первично? В мифах Древней Греции уже были описаны все сюжеты. То, что я знаю про находки предшественников, позволяет мне переосмысливать их и писать свои тексты.
Хочу оставить после себя наследие. Но после жизни стану просто пылью
Да, конкуренция огромна и всегда есть кто-то гораздо талантливее меня. Но у меня свой путь, я хотя бы буду пылью, которая при жизни что-то пыталась сделать.
Потеряюсь среди множества авторов и не найду своего читателя
Я не найду ни одного читателя, только если никому не покажу свой текст. А показав, найду, как минимум, одного, а в перспективе – свою аудиторию!
Снова всё брошу
Этот страх есть, значит, я не хочу бросать. Надо придумать что-то, что будет меня мотивировать. Пообещаю близкому человеку дописать текст. Пусть он периодически спрашивает и подбадривает меня.
Мне нечего сказать
Но мне же с собой интересно. Значит, и читателю будет. А с опытом мне будет всё легче и легче выражать свои эмоции и чувства.
Не успею взять от курса всё
Но материалы останутся со мной и после курса. Если я захочу, то всегда смогу вернуться к теории и другим полезностям.
В тексте под своим именем я слишком голый, вышел на площадь без трусов!
Псевдоним может стать одеждой: под ним «прятались» начинающие писатели разных эпох. А еще это страх проявляться: люди узнают про меня что-то нелицеприятное. К чёрту их! Не буду действовать из желания быть приятным, удобным для всех
Я всю жизнь прожила в социальном пузыре, значит, мои тексты откликнутся только людям из этого пузыря
Люди не делятся на пузыри. То, что для меня пузырь и изоляция, для других – нет. Это плод моего воображения. Но даже если нет, людям снаружи этого пузыря будет любопытно, что там внутри!
Я не великий философ, и в книге не будет сверхидеи — только мои переживания, мысли, интерпретации
Не все книги про великую идею. Писательство в том числе про отражение жизни и выражение её через историю
Может, это ЧСВ, если я так хочу публиковаться, и не хочу писать в стол?
Публиковаться и получать признание — естественное желание! Публикация приносит много удовольствия — это подтверждение, что меня и мой труд видят. Но также нормально: писать для себя или в стол
Что если, мне нравится соответствовать образу писателя, но не само писательство?
Писательство сложный процесс, часто не нравится! Надо выводить свои формулы: читать и не дочитывать, брать ручку и ничего не писать. Одно зацепиться за другое: статус в био будет мотивировать куда-то двигаться. Откуда-то тяга именно к этому искусству, взялась?
Всё уже сказано!
С одной стороны, многое ещё не сказано так, как надо, и не услышано по-настоящему. С другой — вообще всё уже сделано, нерукотворные памятники воздвигнуты, так что можно расслабиться и делать то, что нравится. Например, писать!
Чем больше пишу, тем больше узнаю другую себя. Новые открытия пугают, что если всю жизнь я была кем-то другим?
Круто узнавать, какой ты на самом деле и что ты хочешь, что любишь! Без масок, без социально принятых ролей.
Меня не примет писательское комьюнити, я не найду поддержку
В писательском коммьюнити (как и в любом другом) есть люди, с которыми у меня будет мало пересечений. Понравиться всем не получится, да и нужно ли? Найти парочку классных, отзывчивых друзей точно удастся!
У меня нет права писать из своей привилегированной позиции, есть люди с более важными опытами. В проблемах больше социальной значимости.
Любой голос важен! Найдутся люди, для которых именно мой опыт будет полезен. И если мне важно подсвечивать другие опыты, я могу делать это, используя документальное, а не автобиографическое письмо.
Не могу придумать сильное первое предложение
Да и невозможно его сесть и придумать! Только когда будет написано несколько страниц, а иногда и финал, придет понимание, с чего круче всего начать. Можно перечитать тексты, которые нравятся, в них не всегда сильные первые предложения, зато сильные завязки.
После публикации ничего принципиально не изменится, я буду испытывать те же страхи, трудности, дефициты
Публикация — не психотерапия, она не приведёт к переменам. Плюс она может начать раздражать, будет стыдно, захочется удалить, убрать свое имя. Со временем я научусь отпускать текст, и вот это и есть перемена!
Публикация останется незамеченной
Не буду ставать цель проснуться знаменитой после публикации. Для этого ли я пишу? Публикация может оказаться важной для одного, двух человек. И это уже немало! В любом случае, она подарит мне чувство удовлетворённости.
Боюсь, что друзья и приятели решат, что я нарцисс, если буду много писать о себе
Если я боюсь быть нарциссом, я уже не нарцисс. К тому же нарциссические части есть в кажд:ой из нас, и именно они помогают нам следовать за мечтами. Не стоит их стигматизировать! И вообще: неужели нобелевской лауреатке Анни Эрно было бы дело до того, что кто-то назвал ее нарцисской?
Боюсь, что обижу угнетаемую группу текстом о них
Если я почувствую сомнение, могу ли я писать о чужом опыте, особенно — опыте притесняемых групп, я всегда смогу проконсультироваться с людьми из этой группы, прочитать больше материалов об этом.
Текст утечет из доверенного круга в большую публику и будет осмеян
Да, неприятно, не для их глаз написано, но, может быть, и к лучшему? А то вообще никогда не решусь! А люди… они могут осмеять все! Даже картинку с котиком. Многие писатели сталкиваются с интернет-троллями и критиками, но важны ли нам их имена?
Нарассказываю лишнего о своих тайных чувствах к людям
Тайные чувства делают текст живым! Такое очень интересно читать. А писать о таком действительно нелегко. Но можно выдумать непохожего на себя героя. Или твердить, что все совпадения случайны, нет-нет, это не признание в любви!
Зациклюсь на удобных формах, ходах и жанрах, закостенею
Здорово, что я рефлексирую об этом — значит я уже смотрю на свои тексты критическим взглядом, и, скорее всего, смогу отследить повторяющийся шаблон или собственный писательский тик. Но даже если нет, вокруг меня всегда есть коммьюнити и редакторы, которые смогут указать на неактуальные решения!