#1
2 месяца
Осколки: курс о том, что мы помним и как об этом писать
13 занятий
старт 1 февраля
#2
Память — живой источник материала для текста. Но она изменчива —
люди могут по-разному помнить одни и те же события и по-своему их
пересказывать. Письмо по памяти может обретать разные формы:
автоэтнография, исследование семейного опыта, путешествие
по собственным воспоминаниями или текст о других эпохах. Такое
письмо можно назвать историческим. Пусть исследование памяти
станет отправной точкой для вашего рассказа или эссе о себе, семье
и людях, живших в прошлом.
#2
Память — живой источник материала для текста.
Но она изменчива — люди могут по-разному помнить
одни и те же события и по-своему их пересказывать.
Письмо по памяти может обретать разные формы:
автоэтнография, исследование семейного опыта,
путешествие по собственным воспоминаниями или
текст о других эпохах. Такое письмо можно назвать
историческим. Пусть исследование памяти станет
отправной точкой для вашего рассказа или эссе
о себе, семье и людях, живших в прошлом.
#2
Память — живой источник
материала для текста.
Но она изменчива — люди
могут по-разному помнить
одни и те же события и по-
своему их пересказывать.
Письмо по памяти может
обретать разные формы:
автоэтнография,
исследование семейного
опыта, путешествие
по собственным
воспоминаниями или текст
о других эпохах. Такое
письмо можно назвать
историческим. Пусть
исследование памяти
станет отправной точкой
для вашего рассказа или
эссе о себе, семье и людях,
живших в прошлом.
#3
Кому подойдёт
Вы хотите писать о прошлом, но не знаете с чего начать
Вы увлекаетесь автоэтнографией
Вы уже исследуете опыт прошлых поколений и пишете о нём
У вас немного свободного времени, но вы хотите выстроить писательскую рутину
Вы мечтаете написать текст в историческом сеттинге или автофикшн
Как устроен курс
#4
Курс состоит из трех блоков: память, эго-документы и автофикшн. В каждый входят лекции и семинары. На лекциях мы изучаем теорию, а на семинарах выполняем практические задания, которые помогут разобраться в теме и улучшить навыки креативного письма. Лекции проходят в Zoom по вторникам с 19.00 до 21.00, а семинары — по субботам с 15:00 до 17:00 (время московское).

У вас почти не будет домашки, зато мы будем много писать и обсуждать тексты на семинарах. Вы сможете работать над своим рассказом, эссе или фрагментами будущего романа и сразу получать обратную связь по текстам.

Все лекции и семинары можно пересмотреть — мы присылаем записи с доступом в течение года.
Длительность
13 занятий, два раза в неделю по вторникам и субботам
Онлайн
Формат
Как устроен курс
#4
Курс состоит из трех блоков: память, эго-документы и автофикшн. В каждый входят лекции и семинары. На лекциях мы изучаем теорию, а на семинарах выполняем практические задания, которые помогут разобраться в теме и улучшить навыки креативного письма. Лекции проходят в Zoom по вторникам с 19.00 до 21.00, а семинары — по субботам с 15:00 до 17:00 (время московское).

У вас почти не будет домашки, зато мы будем много писать и обсуждать тексты на семинарах. Вы сможете работать над своим рассказом, эссе или фрагментами будущего романа и сразу получать обратную связь по текстам.

Все лекции и семинары можно пересмотреть — мы присылаем записи с доступом в течение года.
Длительность: 13 занятий, два раза в неделю по вторникам и субботам
Формат: Онлайн
Чему вы научитесь
Работать в архивах, общаться со свидетелями событий и использовать эту информацию в письме
#5
Использовать собственные воспоминания, дневники и переписки в тексте
Создавать реалистичных персонажей в контексте разных эпох, в том числе автогероев
Этично писать о памяти и осмыслять ее в литературе
Находить источники сюжетов и вдохновение в дневниках свидетелей разных эпох
Писать фикциональные, автофикциональные тексты или эссе
Писательница, публиковала рассказы в сборниках «Невидимые голоса», «Неизвестные». В романе Алисы Осипян «Թռչուն | Птица» героиня исследует «тело военного времени» через опыт и память своей матери, пережившей «темные годы» истории Армении. Поэзия Алисы Осипян была опубликована в зине о жизни этнических меньшинств в России «Agasshin» и в деколониальном зине «Цикличность».
Алиса Осипян
лекторка курса, писательница
Писательница и филолог. Автор романа «Залив Терпения», в котором автогероиня путешествует по историческим контекстам через память женщин своей семьи, живших на Сахалине. Роман номинирован на премию «Ясная Поляна. Молодость» и премию МХТ. им. Чехова. Публиковалась в журналах «Юность», «Искусство кино», «Незнание», «Ямма» и «Пашня». Финалистка топ-100 The Blueprint 2024, резидентка Дома творчества «Переделкино».
Мария Ныркова
лекторка курса, писательница
Писательница, публиковалась в сборниках «Сообщники», «Невидимые голоса», «Верю/не верю», зинах Rodina, «Где-то», в журнале «Юность» и Дискурс. Основательница школы «Мне есть что сказать» и составительница курса «Фикшн». Преподавала creative writing в ВШЭ, Сириусе и Институте бизнеса и дизайна. Выпускница магистратуры «Литературное мастерство» в ВШЭ.
Наташа
Подлыжняк
методистка курса, преподавательница
Писательница, поэтесса и исследовательница блокадного опыта. Автор множества романов и поэтических сборников, в том числе книги о блокадном письме «Седьмая щёлочь: тексты и судьбы блокадных поэтов». Лауреат Премии Андрея Белого.
Полина Барскова
приглашенная
писательница
Писатель и журналист. Автор документальных романов «Восстание» и «Ночь, когда мы исчезли». Автор книг «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля», «Код Дурова. Реальная история соцсети "ВКонтакте" и её создателя» и других.
Николай В. Кононов
Команда курса
приглашенный
писатель
#6
  • Личное как историческое. Как работают с памятью современные писатели, какие есть тенденции к ее осмыслению
  • Память в истории литературы: от античности до современности
  • Путешествуем во времени. Как работают время и пространство в текстах о прошлом
  • Практика: работа с воспоминаниями
  • Правда или ложь. Что такое достоверность фактов, и существует ли она на самом деле
  • Дневники, записки, мемуары. Что такое эго-документы и как они устроены
  • Копаемся в архивах. Как устроены архивы и что из них можно забрать в текст
  • Работаем со свидетелями — учимся проводить интервью и использовать опыт другого
  • Автофикшен как квинтэссенция прошлого. В чем специфика работы с памятью в этом направлении
  • Границы памяти. Когда наши воспоминания превращаются в историю
  • Как устроено автофикциональное письмо: приемы и особенности жанра
  • Учимся работать с собственными воспоминаниями и опытом других

  • Ищем собственный голос и темы, с которыми интересно работать именно вам

  • Много практикуемся на семинарах

  • Читаем и обсуждаем тексты, у которых есть чему поучиться

  • Корайтинг: поддерживающая практика совместного письма

  • Первый показ: обсуждаем черновики рассказа, учимся давать друг другу обратную связь

  • Презентация финальных текстов. Читаем, обсуждаем, вдохновляемся
Программа
Прошлое на бумаге
#7
Работа с историей
Наши воспоминания
На протяжении всех блоков — практика
1, 4, 8, 11 февраля
18, 22, 25 февраля
4, 8, 15, 22 марта
Отзывы на первый набор
Обучение на «Осколках» стало для меня по-настоящему ценным опытом. С каждым занятием я лучше понимала, как вплетать воспоминания в художественный текст. Работать с памятью — своей или чужой — непросто и даже болезненно. Курс стал пространством, где мы могли спокойно и безопасно этим заниматься.
Женя Захаркова
дизайнерка обучения и ведущая канала «Чему мы научились, Палмер?»
Марина Чуфистова
На курсе «Осколки» я дописывала свой роман «День, когда бога не стало», который выйдет в 2025 году. Курс мне помог увереннее работать с биографическими фактами и вообще с фактурой, соблюсти баланс вымышленного и реального. Спасибо!
писательница, авторка сборника «Под грушевым деревом» и романа «Йалка»
Как начинающей писательнице мне было интересно погрузиться в теорию и практику автофикционального письма. Благодаря курсу, я написала несколько классных отрывков и, включив один из них в заявку, прошла в магистратуру! Кураторки давали очень поддерживающую обратную связь, а писательское комьюнити оказалось очень приветливым и разносторонним. Сердечно благодарю.
Дарья Демьянова
педагог-хореограф
#8
Курс мне очень понравился. Преподавательницы вдумчиво подходили к каждому домашнему заданию, давали обратную связь. Лекции были структурированы — не скучные, насыщенные неочевидными деталями. Еще Маша и Алиса делились лайфхаками, которые помогали им заниматься ресерчем для своих романов.
Таня Климова
писательница, авторка романа «Письма к отцу», исследовательница литературы
Записаться на курс
29 500 ₽
Купить прямо сейчас
Свяжитесь с нами, чтобы оплатить иностранной картой или задать вопрос
  • Групповые занятия в зуме
  • Записи для тех, кто пропустил
  • Профессиональная обратная связь на ваши домашние задания
  • Чат с кураторками, участницами и участниками курса
  • А после курса — доступ в чат выпускников с календарём опен-коллов и поддержкой комьюнити
#9
Оплатить рассрочку
5 000 ₽
  • Забронируйте место по текущей цене, внеся первую оплату
  • Мы напишем вам и обсудим удобный график платежей
Запись на курс
29 500 ₽
Купить сразу
Свяжитесь с нами, чтобы оплатить иностранной картой или задать вопрос
  • Групповые занятия в зуме
  • Записи для тех, кто пропустил
  • Профессиональная обратная связь на ваши домашние задания
  • Чат с кураторками, участницами и участниками курса
  • А после курса — доступ в чат выпускников с календарём опен-коллов и поддержкой комьюнити
Оплатить рассрочку
5 000 ₽
  • Забронируйте место по текущей цене, внеся первую оплату
  • Мы напишем вам и обсудим удобный график платежей
#9